Автор: Роман Лежнин
Инвестиционная привлекательность является важным фактором социально-экономического развития Ростовской области. В настоящее время действует целый ряд федеральных законов регулирующих общественные отношения в сфере инвестиционной деятельности: Федеральный закон Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»; Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Но с учетом особенностей социально-экономического развития, каждого региона Российской Федерации большое значение приобретает региональное законодательство, которое в том числе призвано учитывать особенности каждого отдельно взятого региона при формировании условий инвестиционной привлекательности.
Инвестиционное законодательство Ростовской области состоит из следующих законов: Областной закон «Об инвестициях в Ростовской области» от 01.10.2004 № 151-ЗC; Областной закон «Об основах государственно-частного партнерства» от 22.07.2010 № 448-ЗС; Областной закон «Об индустриальных парках в Ростовской области» от 5 июля 2013 г. № 1114-ЗС.
Указанные выше законы Ростовской области определяют условия и формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ростовской области, обеспечивают стабильные условия развития различных форм инвестиций в Ростовской области, привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения.
Принятый Законодательным Собранием Ростовской области в 2013 г. закон об индустриальных парках позволил привлекать денежные средства из федерального бюджета, за счет чего у правительства области появилась возможность выдачи субсидий управляющим компаниям индустриальных парков в качестве финансовой поддержки.
В соответствии с указанным законом управлять индустриальным парком сможет компания – юридическое лицо, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время на территории всех муниципальных образований Ростовской области, в том числе в восточных районах, сформированы перспективные инвестиционные площадки, при этом каждая из них может претендовать на звание индустриального парка.
В ходе реализации федеральных и областных законов в Ростовской области был осуществлён целый ряд мероприятий направленных на увеличение инвестиционной привлекательности региона. Так, в течение 2014 года осуществлено сопровождение и мониторинг инвестиционных проектов, имеющих социально-экономическое значение для развития Ростовской области. Сформирован Реестр инвестиционных проектов Ростовской области, который по итогам 2014 года включает 412 проектов на общую сумму 829,5 млрд. рублей, реализация которых позволит создать 53 277 рабочих мест. Перечень «100 Губернаторских инвестиционных проектов» по итогам 2014 года включает 59 крупных инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 468,5 млрд. рублей, реализуемых в 26 муниципальных образованиях области. В 2014 году на территории Ростовской области введено в эксплуатацию 296 инвестиционных проектов на общую сумму 29,5 млрд. рублей, создано около 6,5 тыс. рабочих мест, в том числе 5 инвестиционных проектов из Перечня «100 Губернаторских инвестиционных проектов».
Областной закон № 448-ЗС «Об основах государственно-частного партнёрства» от 22.07.2010 г., также способствует увеличению инвестиционной привлекательности региона, в законе сформулировано понятие ГЧП, определены формы реализации, порядок финансирования, ответственность и основные задачи государственно-частного партнёрства.
Под государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ростовской областью либо Ростовской областью и муниципальными образованиями в Ростовской области, с одной стороны, и российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц (далее – партнеры), с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).
Статьей 4 Закона закреплены формы государственно-частного партнерства, а именно:
Таким образом, для целей ГЧП может быть заключен, в том числе и «смешанный» договор. Одним из видов «смешанного» договора, является инвестиционное соглашение, которое получило широкое применение в сфере реализации инфраструктурных проектов с государственным участием.
Как указывалось выше, реализация инвестиционных проектов в Ростовской области регулируется и Областным законом от 01.10.2004 г. № 151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области».
Понятие инвестиционного договора определяется Областным законом об инвестициях, как заключаемый Правительством Ростовской области с инвестором (инвесторами) договор, устанавливающий объемы, направления и сроки осуществления инвестиций, условия и порядок предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме налоговых льгот, а также права и обязанности сторон.
Инвестиционный договор, может включать следующие меры поддержки инвестиционной деятельности:
Областной закон об инвестициях в Ростовской области определяет, что предоставление государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам осуществляется на конкурсной основе в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном настоящей статьей.
Государственные гарантии предоставляются при условии предоставления принципалом обеспечения исполнения обязательств по удовлетворению регрессного требования к принципалу, в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части государственной гарантии.
В пункте 6 статьи 6.1. Закона указано, что способами обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом могут быть банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемой государственной гарантии.
Поскольку в главу 23 Гражданского кодекса Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие новые формы обеспечения исполнения обязательств (независимая гарантия, обеспечительный платёж и т.д.), то полагаем возможным изменить статью 6.1. Закона об инвестициях в Ростовской области с учетом изменений общей части гражданского кодекса.
В целом представляется, что областным законом об инвестициях закреплен эффективный механизм государственной поддержки инвестиционных проектов без существенных рисков для регионального бюджета.
344002, г. Ростов-на-Дону,
ул. Береговая, 8
БЦ «Риверсайд-Дон», офис: 913
8 (863) 210-24-61
E-mail: info@lezhninlaw.ru
09:00 – 18:00 (без перерыва)
Выходной — Воскресенье